— А ты хотел?
— И даже пытался, — усмехнулся Саранчишка, хотя и поморщился, вспомнив болезненные пинки Мара, остановившие его от побега. Чем больше проходило времени, тем гуще в нём росло понимание того, насколько бесполезными были те попытки. Он мог вернуться домой. Мог чего-то потребовать. Но это — один глоток воздуха перед смертью. И даже не чистого воздуха — смрадной гнили, которой порос старый дом; совсем уж позабытый, лишенный картин благополучия. Помнит ли Саранчишка хоть что-нибудь, кроме огня и запаха жженой кожи? Даже чужие морды в его голове искажены, точно оплавленный воск.
Слова и действия Мара, неожиданно показавшиеся Саранчишке чем-то сродни нежности, заставили его придвинуться, не отказавшись от чужого расположения. «Крылатые — не кровь и не статус» — овеяло его, напоминая ему о том, сколько времени он жил в путах самообмана, убеждая себя в том, что его отец — не безродный червяк, погибший за крылатого, а сам крылатый. Может быть, он даже тайный сын Удушья Звёзд. Или подброшенный небесами вестник предков. Но если Мар — тот, кто является предводителем, самым главным из крылатых, то есть, Мар — если Мар говорит, что крылатых не делает одна удачно проведённая ночь — значит, Саранчишка может быть кем угодно. Даже крылатым насекомым, усердно, щекотно и болезненно пробирающимся кому-нибудь под кожу.
Он прижался, подтянул себя ближе и привстал, сминая в лапах светлую шерсть Мара. Приблизился к его уху, слишком низкий, чтобы дотянуться просто приподняв морду.
— Они должны быть наказаны, — будто секрет произнёс он, роняя стеклянные иголочки. — Они сами того желают, даже не зная. С тех пор, как они сожгли наших родных, разрушили наш уклад — их жизнь стала несчастна и бессмысленна. Всё, что можно сделать — подарить им свободу, испепелив в том огне, который разожгли они сами. Я хотел бы. Сжечь их. Чтобы очистить.
Его лапы сжались, сильнее стискивая золотистые пряди.
— Все такие грязные, Мар, — голос Саранчишки отдаёт полузнакомой болью. — Даже те, кто рядом с нами. Они думают, что я мал и ничего не понимаю, — он облизывает губы. — но я вижу и знаю, что они делают по ночам. Мне смешно от их потуг.
Саранчишка хочет посмеяться, показывая, что ему действительно смешно. Но вместо того панически дрожит и ещё сильнее вцепляется в Мара.
//таймскип на луны вперёд
Теперь он не просто саранча, а целый рой крылатых насекомых. Его так и зовут — Рой, и он бывает отпускает насмешливо: «я твоё войско, Мар». Он всклокочен, его глаза блестят, а уголок рта слипся от крови. У него под глазом два шрама. Ему хочется попросить Мара сделать ещё два с другой стороны после того, как на прошлой неделе он едва не разбил себе голову от того, что ему до смерти надоела асимметрия. Он раздолбан. И не совсем в себе, хотя не настолько, чтобы о нём можно было сказать: сошёл с ума; потерял рассудок. Его рассудок, в общем-то, рядом. Просто находится снаружи, и смотрит на него так тяжело, что Рой не смог бы уместить эту тяжесть где-то внутри себя самого.
Порой Рою кажется, что Мар выдумал его с целью в самом себе найти какой-нибудь смысл. Рой так и говорит — ты меня придумал ещё тогда, когда уходил от пожара, чтобы с кем-нибудь возиться. Или, может быть, это не я потерял хвост, а сам я — чей-нибудь отсечённый хвост, из которого выросло всё остальное. Кроме хвоста. Это что-то вроде уравновешивания.
У Роя в зубах палка, и он покачивается. На палке не хватает только огня с какого-нибудь из краёв. Но он уже не помнит о том. Ему кажется, что в ощущении сомкнутых зубов кроется тайна того, что он ещё в состоянии стоять на ногах. Рою не стоило увлекаться... всем, чем он позволил себе увлечься. Но он сказал «выпутаешься на ходу» и позволил случиться всему неправильному, что могло.
Когда ему кажется, что воздух вокруг Мара начинает сгущаться, его покусывает тревога. Тогда Рой судорожно ищет себе ловушку. В идеале такую, из которой его можно вытащить целым. Но он не очень волнуется за смерть — во-первых, Мар рядом. А во-вторых, если он, Рой, плод его воображения, это не имеет никакого значения.
А рябь ветра медленно пробегала по пустым полям, покачивая выглядывающие из-под снега колосья. Поскрипывали замерзшими стволами деревья. Извилистыми линиями протягивались ручьи. Множества жизней складывались в единые узоры и схемы, и только они, Рой и Мар, всех потеряли и ни в один узор не смогли вплестись.
— Мар, — он просительно взглянул, ожидая действия. На палке в том месте, где она соприкасалась с уголком рта, отпечаталось багровое пятно.
У него вправду совсем никого, кроме Мара, не было. Он считал это благословением. И не мог представить, что застрял бы в середине вселенной с кем-нибудь ещё. Во всяком случае, не столь надолго.
Рой заглянул в столь ему родные бирюзовые глаза. Его собственные, полыхающие карие трещины, почти отразившиеся в спокойной глади, показались ему незнакомыми. Когда к привычной наглости успел прибавиться алчущий огонёк? Когда Рой перешёл ту грань, после которой уже не мог воспринимать себя как подобранного Маром ребёнка?
Рой досадливо кусает палку, в груди у него ноет, и он терзается жаждой поскорее избавиться от этого ощущения или усилить его настолько, чтобы оно перегрызло ему глотку.
→ В иные места
- Подпись автора
«Он сыплет снег подобно летящим вниз крылатым, и ниспадение его — как опускающаяся саранча»